Из чего состоит тест на детекторе лжи?
При тестировании на детекторе лжи есть понятие - реакция, межстимульный интервал, ориентированная реакция.
Реакция физиологического показателя – изменение фоновой активности физиологического показателя, вызванное воздействием внешнего целенаправленного стимула (например, вопросом, предметом, изображением).

Фоновые изменения в отсутствие внешнего целенаправленного стимула мы за реакцию не считаем – это только изменения. Реакцией мы называем только фоновые изменения в ответ на внешний целенаправленный стимул.

В практике, за реакцию принимаются изменения физиологического показателя, возникшее в 10-15 секундном интервале после воздействия стимула.

Реакции разделяют на произвольные и непроизвольные.

Произвольные реакции – это сознательно вызываемые обследуемым вегетативные сдвиги с целью зашумления прибора. Появляются тогда, когда обследуемый противодействует. Непроизвольные реакции – это естественная реакция организма на внешний раздражитель, возникающая без участия каких-либо сознательных волевых усилий со стороны обследуемого, возникает автоматически.

Оценке подвергаются только те реакции, т.е. изменения, которые вызваны нашим внешними целенаправленными стимулами. Те изменения, которые не связаны с нами и могут возникать по ходу обследования, за реакции не считаются и поэтому сравнительной оценке не подвергаются. Оцениваются и сравниваются реакции только на наши внешние целенаправленные стимулы.

На практике, реакция на стимул возникает приблизительно через 0,5-5 секунд по окончанию действия стимула – это латентное/скрытое время реакции. После возникновения, реакция развивается на протяжении 15-20-25 секунд. Изменения, возникшие после 20 секундного интервала за реакцию не принимаются.

При экспертной оценке мы не ловим блох, оцениваются только явные реакции, которые видны глазом.


МЕЖСТИМУЛЬНЫЙ ИНТЕРВАЛ

На практике, межстимульный интервал составляет 20-25 секунд (интервал между предъявлениями). Т.е. мы не можем/не должны задавать вопросы чаще, чем каждые 20-25 секунд, необходимо обязательно выдерживать межстимульный интервал.

Как правило, в межстимульный интервал входит 3-4 дыхательных циклов после ответа. Т.е. критерием для задания следующего вопроса может быть то, что после ответа, обследуемого прошло 3-4, а иногда и 5, дыхательных циклов.

Если задать следующий вопрос раньше 20-25 секунд, например, через 10 секунд, то мы можем ошибочно прописать последействие от предыдущего стимула (т.е. реакция на предыдущий стимул еще не закончилась) как реакцию на новый стимул, что является грубейшей ошибкой.



Реакция прописывается к последующему стимулу – грубейшая ошибка
Правило: Межстимульный интервал должен быть не менее 20 секунд, а лучше 25 секунд, и в этот интервал должно войти не менее 3-4 дыхательных циклов после ответа обследуемого.

Межстимульный интервал не должен быть строго зафиксированным, необходимо варьировать время межстимульного интервала в пределах ±1-2-3-4-5 секунд, чтобы у обследуемого не было привыкания ко времени предъявления стимула. Межстимульный интервал должен быть одинаковым в процессе тестирования.

Межстимульный интервал определяется моментом, когда вызванная стимулом реакция не пришла к своему исходному значению (параметр, отражающий реакцию должен вернуться к фоновому значению), т.е. интервал может быть более 25 секунд (но не менее).




ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ РЕАКЦИЯ, ИЛИ РЕАКЦИЯ НА НОВИЗНУ.
ПАВЛОВСКАЯ РЕАКЦИЯ НА НОВИЗНУ ИЛИ РЕАКЦИЯ «ЧТО ТАКОЕ?»

Ориентировочная реакция – это приспосабливающая реакция организма к новым или неожиданным воздействиям. Любой первый стимул всегда вызывает мощнейшие вегетативные сдвиги.

Первый 2 (два), а то и 3 (три) стимула вызывают ориентировочные реакции – они бывают очень выраженные и вызваны не смысловой нагрузкой стимула, а новизной.

Поэтому, чтобы эта ориентировочная реакция прошла и наступила адаптация обследуемого к тесту, в любом тестовом формате первые 2-3 стимула всегда нейтральны, т.е. заведомо незначимы, эти вопросы угашают реакцию на новизну.

Ориентировочные реакции также еще называют жертвенно нулевыми или жертвенно нейтральными и в оценку не включаются.

История инструментальной детекции лжи начинается с американского психолога Уильяма Марстона.
В начале прошлого века гениальному ученому пришла идея доказать связь между ложью и изменением физиологических показателей человека. Он использовал датчики артериального давления и измерения частоты и амплитуды дыхания. С помощью этих доступных медицинских инструментов Марстон экспериментально доказал: у лгущего человека изменяются артериальное давление и частота дыхания.



Нужно сказать, что в инструментальной детекции лжи, есть понятия стимул и соответствующая реакция на него.
Стимулы, чаще всего, бывают вербальные (словесные) реже – визуальные. Состоят они обычно из картинок, но могут быть и вербально-визуального типа. Обычно в качестве таких стимулов используются вопросы.
Во времена Марстона было два вида стимулов: релевантный (значимый или проверочный), который должен быть оценен и по нему делался вывод о наличии лжи или ее отсутствии.
Второй вид стимула: нейтральный (ирелевантный). Он оценке не подлежал.



В дальнейшем Джон Рид ввел понятие контрольного стимула, его называют «вопросом сравнения». Позже их стали разделать на два вида:



  • контрольный стимул вероятной лжи;
  • контрольный стимул направленной лжи.


Известный американский полиграфолог Клив Бакстер ввел понятия «жертвенно релевантный вопрос», симптоматический вопрос. Позже известные российские полиграфологи А. Лосев и А. фон Миллер ввели понятие «значимый вопрос» по взаимно исключаемой версии.

Подводя итог вышесказанному: на сегодняшний день в тестовых методиках доказали свою эффективность и применяются во всем мире для работы с полиграфом следующие виды стимулов (в скобках указаны названия, используемые в России):



  • релевантный (значимый или проверочный) вопрос - «Вы лично принимали участие в краже денег из сейфа банка «Россия»?»;


  • контрольный вопрос (вопрос сравнения) - «Вы до 2019 года присваивали себе что-либо?», «Вы когда-либо обманывали близких вам людей?»;


  • Ирелевантный (нейтральный) вопрос –«Вы сейчас находитесь в помещении?», «Вы сейчас сидите на стуле?»;


  • жертвенно-релевантный вопрос – «Касаемо того, причастны вы или нет к краже денег из сейфа банка «России»: вы собираетесь отвечать правдиво?», «Касаемо обсужденных сейчас с вами факторов риска: есть они у вас или нет, вы собираетесь отвечать правдиво?»;


  • значимый взаимоисключающий по версии – «Вы единолично воровали деньги из сейфа банка «Россия»?», «Вы с кем-либо по сговору воровали деньги из сейфа банка «Россия»?».


В тестовой методике под название FZCT присутствуют симптоматические вопросы, но в ряде исследований, проведенных в США они не доказали своей эффективности. Хотя применение их в тестовой методике продолжается по сей день.
Пример симптоматического вопроса: «Вы верите, что я вам задам только те вопросы, которые мы с вами обсудили?», «Вы боитесь, что я задам вам те вопросы, которые мы с вами не обсуждали?».



Нужно сказать, что именно Марстон изобрел методику проверки персонала, которая используется в США по сей день. Называется она RI.
Ученый решил называть главный вопрос релевантным, но его открытие развития на тот момент не получило. Для инструментальной детекции лжи он был не идеальным и не отличался высокой точностью.



Медицинские эксперты США не оставляли надежд когда-нибудь найти применение методике, предложенной Марстоном для выявления лиц, причастных к совершенному преступлению. Большинство работ и экспериментов, по внедрению данного способа, провели эксперты Ларсен и Килер. Но, больших успехов они не достигли. Прорыв случился после внедрения канала кожно-гальванической реакции. Именно это нововведение и превратило полиграф в надёжный прибор для проведения инструментальной детекции лжи.
Также Ларсен и Килер изобрели тест, который считается одним из самых надежных в мире, для выявления причастности или непричастности к совершению расследуемого преступления. Называется методика: тест знаний виновного.

Второй способ тестирования подозреваемых появился в России спустя почти девяносто лет. Но, об этом расскажем немного позже: время, потраченное на поиск и неудачные эксперименты, нанесли серьёзный вред репутации полиграфа.



Тест знаний виновного, предложенный Ларсеном и Килером, оказался достаточно эффективным, если бы не одно «НО»: использовать его, если подозреваемый был осведомлен о деталях преступления (например, со слов следователя, СМИ и т.д.) - становилось невозможным.

Тест RI, предложенный Марстоном, постоянно ложно обвинял, поэтому американцы даже придумали ему оправдание: ложно положительную ошибку можно исправить, а ложно отрицательную никогда. В итоге появилась благоприятная атмосфера для рождения новой методики: тестирования с применением контрольных стимулов.
Появилась данная методика благодаря американскому полиграфологу Джону Риду. Именно он создал тест, где для сравнения с релевантными вопросами использовались контрольные вопросы вероятной лжи. Так началась новая эпоха в исследованиях на полиграфе, которая, на данный момент, близится к своему завершению. Сейчас все реже полиграфологи все мира применяют при тестировании контрольные вопросы вероятной лжи.



В пятидесятых годах прошлого века полиграфолог Клив Бакстер придумал и внедрил бальную систему учета реакций – так называемые семибалльную систему. Ее и сейчас с успехом применяют многие исследователи в работе.

В 90-х годах прошлого века Шела Рид изобрела революционную тестовую методику, которую назвали DLST. Она основана на использовании нового вида контрольных вопросов, которые решили назвать контрольными вопросами используемой (управляемой) лжи. Уровень точности исследований на полиграфе значительно повысился.



В то же время, девяностые года прошлого века, наши соотечественники, российские ученые Варламов В.А., Николаева И.Н. и Николаев С.Л. изобрели и внедрили в работу МВД поисковый метод под названием «Система Варламова-Николаева». Но, особого доверия эта методика не нашла, т.к. точность ее снижалась в значительной мере, если подозреваемый имел хотя бы незначительное представление о совершенном преступлении. Потому использовалась она крайне ограничено.

И вот совсем недавно, всего шесть лет назад, в 2012 году эту проблему удалось решить.

Появилась уникальная методика, которая даже в условиях хорошей осведомленности о деталях совершенного преступления дает вероятность ошибки менее 1%. Называется способ: «Метод взаимных исключений Лосева-Миллера».



На данный момент полиграф является надежным помощником при расследовании различных преступлений. Современные методики обеспечивают высокий результат тестирования с минимальным процентом ошибок.

Список современных методик, используемых при исследовании на полиграфе:



  • RI
  • DLST
  • TES


Задачи при расследовании по факту одного криминального события решают:



  • MВИ общее;
  • МВИ этапы;
  • МВИ близко к месту;
  • поиск исследовательского типа Варламова - Николаева.;
  • ТЕS.


Задачи при расследовании многособытийных длящихся преступлений решают:



  • TES;
  • MВИ роли;
  • UPLT;
  • поиск исследовательского типа Варламова Николаева.

Нужна проверка на полиграфе?
Переходи по ссылке и оставь заявку!
http://ase-mvi.ru/uslugi