Как проходит проверка сотрудников на полиграфе?
Проверка сотрудников на полиграфе проходит в несколько этапов:
ПРЕДТЕСТОВОЕ СОБЕСЕДОВАНИЕ
Один из важных этапов проведения психофизиологического обследования. На этом этапе есть ряд формальностей, которые полиграфолог должен соблюсти.

Первое – знакомство, если до этого момента, с обследуемым не встречались, и разговор по биографии:

П
Здравствуйте
О
Здравствуйте


П
Меня зовут ….. Представьтесь пожалуйста и коротко расскажите о своей биографии.


ОБЪЯСНЕНИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧ ТЕСТИРОВАНИЯ


ПОЛУЧЕНИЕ ДОБРОВОЛЬНОГО СОГЛАСИЯ НА ПРОХОЖДЕНИЕ ПРОЦЕДУРЫ, ПОДТВЕРЖДЕННОЕ ПИСЬМЕННЫМ ЗАЯВЛЕНИЕМ

Если обследуемый устно соглашается, но подписывать отказывается, то процедуру тестирования проводить нельзя. Письменное согласие – это защита полиграфолога от адвокатов, прокуроров и т.д.
Заявление может быть любой формы, главное, чтобы в нем была фраза «Я без всякого принуждения даю добровольное согласие на проведение тестирования на полиграфе».

ВЫЯВЛЕНИЕ ВОЗМОЖНЫХ ПРОТИВОПОКАЗАНИЙ К ТЕСТИРОВАНИЮ НА ПОЛИГРАФЕ СО СТОРОНЫ ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ.


Различают совершенные (абсолютные) противопоказания и относительные. Первые - это такие противопоказания, при которых данный тип проверки в принципе не может быть проведен вообще, однозначно, без вариантов. Это будут инфаркты и инсульты в анамнезе, 3 и 4 степени гипертонии; эпилепсия; астма. Все эти заболевания обостряются или провоцируются нервным напряжением – а тестирование на полиграфе всегда эмоциогенна (стресогенна) для любого человека, а при наличии такого заболевания сама по себе процедура проверки на полиграфе может спровоцировать обострение хронических заболеваний. К абсолютному противопоказанию относится также и беременность на любой стадии. Относительными противопоказаниями считают все носящие временный характер, негативно отражающиеся на процессе самой проверки, но после их исчезновения можно свободно проводить все необходимые манипуляции. Относительные противопоказания - это различные ОРЗ и ОРВИ, осложненные катаральные явлениями, воздействие алкоголя или алкогольная интоксикация, также болевые ощущения различного генеза (зубная боль, мышечная, травмы и прочие).
ИНСТРУКТАЖ О ПРАВИЛАХ ПОВЕДЕНИЯ ВО ВРЕМЯ ТЕСТИРОВАНИЯ


ЕСЛИ РЕЧЬ ИДЕТ О РАССЛЕДОВАНИИ, ТО НАДО ОБЯЗАТЕЛЬНО ОПРОСИТЬ ТЕСТИРУЕМОГО ОБО ВСЕМ, ЧТО ЕМУ ИЗВЕСТНО ПО ПОВОДУ ДАННОГО СОБЫТИЯ



«В деталях расскажите мне все, что вам известно о ….(расследуемое событие)».
Обязательно задать вопрос, подозревает ли он кого-нибудь в причастности к этому событию.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ ОБСУЖДЕНИЕ ВОПРОСОВ ТЕСТА, ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ВОПРОСАМИ ТЕСТА



Специалист должен ознакомить обследуемого с содержанием вопросников, но
не просто зачитать вопросы, а тщательно их обсудить и убедиться, что обследуемый однозначно воспринимает вопросы так, как это надо нам (в противном случае можно получить ложные реакции или реакции, которые сложно будет интерпретировать). Если несколько тестов проводится с обследуемым, то знакомить с вопросами тестов надо последовательно, перед каждым отдельным тестом. Обсудили вопросы, сделали тест, затем перерыв. Обсудили вопросы следующего теста, провели очередной тест, сделали перерыв и т.д.

При расследованиях во время обсуждении вопросов необходимо всегда оговорить то, что

«Если Вы к этому не причастны, то знать вы этого не можете, и когда я буду задавать Вам вопросы, касающиеся расследуемого преступления, меня не интересуют ваши догадки, предположения или подозрения, меня интересует только 100% достоверная информация, которой обладает только причастный к расследуемому преступлению».

Но основная, неформальная, задача этого этапа, без решения которой получение достоверного результата крайне сомнительно – сформировать в процессе общения у обследуемого оптимальную психологическую установку на тестирование, используя определенные психологические приемы. Предтестовую беседу надо проводить так, чтобы непричастный успокоился, поверил нам и методу, а уровень тревожности у причастного должен повысится.

Причастный, в процессе беседы, должен поверить, что шансов на успешное прохождение процедуры проверки на полиграфе у него нет никаких, он будет выявлен. Непричастный – должен быть уверен, что вероятность ложного обвинения равна нулю.





Полиграфолог должен демонстрировать всем своим поведением, словами, внешним видом свой профессионализм, непредвзятость, объективность.
Во время предтестовой беседы, нужно не только следить за собой и думать над каждым своим словом, но и наблюдать за невербальным поведением обследуемого. На этом этапе (если не было группового собеседования, см. выше) специалист знакомит с сутью методики и общим принципом работы прибора.

Схема проведения такой беседы.
  • Саму предтестовую беседу, при наличии такой возможности, рекомендуется проводить не в том же помещении, где находится полиграф, либо в том же помещении, но не рядом с полиграфом, т.е. вне зоны расположения полиграфа.
  • Во время беседы, обследуемого можно посадить рядом с собой, а не напротив, с другой стороны стола, это позволит полиграфологу произвольно менять дистанцию между ним и обследуемым (приблизиться, дотронуться, отодвинуться), и таким образом, создать обстановку доверительной беседы.
  • Всегда нужно помнить, что в ситуации проверки полиграфолог – альфа лидер, а предтестовая беседа это не опрос или анкетирование, а общение, и нужно стать интересным для обследуемого с первых минут беседы, нужно обаять человека.
Беседа проводится в свободной форме, но она обязательно должна быть структурирована. У полиграфолога обязательно должен быть чистый листок для пометок:

  1. Знакомство, узнать ФИО, представится самому.
  2. Четко обозначить цель, объяснить – для чего встретились
  3. Узнать, проходил ли раньше такую процедуру, какой результат, какие впечатления. (если не проходил, то объяснить ее позже).
  4. Взять расписку о добровольном согласии на прохождение тестирования на полиграфе.
  5. Узнать дату рождения
  6. Место рождения
  7. Какое образование, что заканчивал, когда заканчивал, работал ли по специальности
  8. Последнее место работы, кем работал, сколько работал, причина увольнения
  9. Семейное положение: женат, разведен, холост, вдове; есть ли дети, является ли единственным кормильцем в семье.
  10. По настоящему месту работу: кем работает, сколько работает, когда пришел, как пришел в эту компанию (интернет, рекомендация и т.п.), как работается в коллективе, что нравиться, что не нравиться, комфортно ли себя чувствует
  11. Узнать, что известно по поводу расследуемого события
  12. Были ли проблемы с правоохранительными органами







ОБЪЯСНЕНИЕ ПРИНЦИПА РАБОТЫ ПРИБОРА
К счастью, удалось создать программу, которая позволяет очень надежно различать реакции вызванные просто волнением, от реакций, которые возникают независимо от вашего желания, хотите вы этого или не хотите, вызванные попыткой что-то скрыть или соврать, т.е в момент сознательной лжи. Вся эта процедура по своей сути является тестированием, проверкой вашей памяти. Вопросы, которые я буду задавать будут зондировать вашу память на предмет есть ли в ней интересующая информация или ее нет.

Далее объяснить как все это происходит сравнив память с жестким диском, в который записано все, что мы делали, все, что мы думали – вся наша жизнь.

Датчики, которые мы используем, регистрируют некие физиологические процессы,
особенностью которых является то, что они не управляются нашим желанием, они протекают автоматически, независимо от того хотим мы этого или нет. Ученые открыли феномен - наш мозг никогда не врет. Верующие называют это голосом совести или голосом Бога. На вопрос о деталях преступления, наш мозг отвечает «да», а тот, кто совершил это преступление отвечает, естественно «нет».

Первая фаза отражает степень волнения, которое испытывает лжец, а вторая фаза,
которую ученые совсем недавно открыли, появляется именно тогда, когда происходит рассогласование между ответом мозга и речевым, ответом человека. Это обязательно появится, если лгу, осознанно, сознательно.

А если пришел человек, который никак не связан с расследуемым преступлением, у него нет в памяти достоверной информации о деталях преступления. На вопрос о деталях преступления, мозг отвечает «нет», и человек отвечает, естественно «нет»,

рассогласования нет. Тогда реакции будут носить плавный волновой характер. Конечно,
бывают редкие случаи, когда попадается особо тревожный человек, но в этом случае появятся только волнение, эмоциональная часть (первая фаза), а второй фазы уже не будет


Основная цель этого объяснения – непричастный должен перестать бояться, что его волнение может быть интерпретировано как признак причастности. А причастный должен понять, что «попал» - он может быть в себе абсолютно уверен и спокоен, но когда он будет врать, эта фаза все равно появиться, и с этим он ничего не поделает.

.

Предтестовая беседа, при правильном ее проведении и использовании, дает вероятность достоверности результатов 0,99. При отсутствии предтестовой беседы – достоверность результатов 0,6 – 0,8
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ (СТИМУЛИРУЮЩИЕ ТЕСТЫ)
Цель – изучить особенности реагирования вегетативной системы и оценить адекватность реагирования – чтобы знать, будет ли обследуемый давать ожидаемые реакции на заведомо значимые стимулы и будет ли он давать реакции на заведомо незначимые/нейтральные стимулы, таким образом, калибруя человека. На этом же этапе мы оцениваем исходное психоэмоциональное состояние обследуемого. Если после стимулирующего тестирования мы не получили дифференцированных реакций на заведомо значимый стимул, то мы не имеем права переходить к дальнейшему тестированию, так мы и в дальнейшем не получим дифференцированных реакций и не сможем принять решения. В этом случае, нужно остановиться и выяснить в чем причина. Чаще всего это связано с тем, что мы неправильно замотивировали человека на этот стимулирующий тест.

При правильной мотивации, как правило в 99 % случаев, мы будем получать нормальную дифференцированную реакцию. Так же, оценивая результаты стимулирующего теста мы выявляем информативные параметры в показателях (на что обращать внимание) и шумовые параметры (неинформативные).

Стимулирующий тест рекомендуется проводить не менее 4 предъявлений, т.к. нужна статистика. Считается, что параметр информативен, когда вероятность проявления параметра 0,7-0,8. Данный параметр позволит нам с определенной достоверностью и вероятностью отличать заведомо значимый стимул от заведомо незначимого. Переходя к основному тестированию мы будем знать, как он должен реагировать когда вопрос будет действительно для него значим. Так же предварительное тестирование работает и на подтверждение и закрепление сформированных психологических установок на тестирование.

Этот тест решает 2 задачи: для специалиста (описано выше) и для бследуемого.

Для обследуемого – мы обязаны из всех предъявлений, которые были, выбрать одно, где реакция на заведомо значимый стимул, например имя, особенно по КГР, отчетлива. И демонстрируем обследуемому этот результат со следующим комментарием: «вот видите, на правду прибор не сработал, а на ложь, даже такую маленькую и незначительную прибор среагировал». Тем самым, мы демонстрируем надежность прибора – это успокоит непричастного, а у причастного наоборот – стимулирует реакции на значимый стимул.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ВО ВРЕМЯ ТЕСТИРОВАНИЯ
Инструкцию надо давать очень четко, не скороговоркой, с паузами, чтобы человек мог осмыслить, что специалист излагает, чтобы все было понятно:

Есть два основных требования.
Первое требование - пока идет тест, а процедура будет состоять из нескольких небольших тестов, каждый их которых длится от 2 до 7 минут, постарайтесь максимально мышечно расслабится, не должно быть скованных напряженных поз. После каждого теста мы будем делать небольшой перерыв, тогда у вас появиться возможность пошевелиться, подвигаться, поменять позу, прокашляться, прочихаться и т.п.


Второе требование - пока идет тест, вы должны сохранять неподвижность. Это означает – не крутить головой по сторонам, в мою сторону голову тоже поворачивать не нужно, не меняйте выбранное положение ног, ноги должны стоять параллельно полу, их нельзя крестить, класть нога на ногу, и т.д. И что особенно важно не должно быть никаких движений руками, ни пальцами, ни кистью, ни предплечьем рук, на которые одеты датчики, свободную руку также старайтесь не двигать. Голову можете слегка наклонить вперед, чтобы шея не напрягалась. Глазами можете смотреть куда угодно и можете ими свободно двигать.

Но самое главное – пока идет тест, никаких движений быть не должно.


Почему это важно, особенно для вас, потому что датчики чувствительны к любому движению, даже незначительному, и если специалист видит, что человек, не смотря на инструкцию сидеть неподвижно, совершат систематически какие-либо движения, делается вывод, что он пытается обмануть прибор, пытается противодействовать, соответственно делается вывод о его причастности. Вот, чтобы не навредить самому себе, инструкцию сидеть расслаблено и неподвижно старайтесь четко выполнять.
Все понятно?


ЗАПИСЬ ФОНА
Подключаем датчики, запускаем программу, смотрим сигналы, устраивают ли они нас, если нет, то настраиваем, просим обследуемого сделать глубокий вдох и резкий выдох, проверяется есть ли изменения в сигнале дыхания и КГР на это действие. Пока сигналы не настроены, к
тестированию приступать нельзя, специалист должен быть уверен, что реакции в сигналах будут адекватными, а не шумовыми изменениями. Когда сигналы выставили, откалибровали тогда можно приступать к записи.



П
(Спокойным расслабляющим голосом) - А теперь посидим 2 минутки, молча, спокойно сидеть. В течение этих двух минут, я никаких вопросов задавать не буду. Просто молча,
спокойно посидим.
В течение этих 2 минут машина будет фиксировать ваши психологические процессы.
Поэтому, постарайтесь максимально мышечно расслабиться, прикройте глаза,
представьте себе какую-нибудь приятную расслабляющую картинку.

Настройте свое дыхание таким образом, чтобы оно было ровное, спокойное, ритмичное, без тяжелых вдохов и выдохов.


Вы готовы? Вам все понятно? Тогда начинаем.






Когда тест закончен, делается пауза и смотрится запись.

При регистрации фона мы регистрируем физиологический шум, т.е. спонтанные изменения в сигналах (это не реакции, т.к. стимулы отсутствуют) – это критерий нулевой значимости.

Регистрация фона позволит выявить попытку контроля за своим состоянием (дыхание), это может быть не противодействие, а попытка успокоиться. Самое главное, мы получаем образец изменений сигналов в межстимульный интервал (мы делаем отбивку во время записи фона). Фон позволит оценить динамику эмоционального состояния обследуемого, особенно это хорошо заметно по частоте сердечных сокращений

.



КАЛИБРОВОЧНЫЙ ТЕСТ – ТЕСТ НА ИЗВЕСТНОЕ ЗНАЧИМОЕ.
Чтобы тест был информативным, надо замотивировать и заинтересовать обследуемого и включить его в игру «скрой свое имя» можно предложить ему сыграть в разведчика, заложника и т.п.
Перед началом записи надо убедиться, что сигналы в порядке, если они сбились, то их надо откалибровать.

Следующий стимул можно предъявлять только тогда когда реакция на предыдущий стимул закончилась и сигналы пришли в норму, к первоначальному значению, особенно КГР. Надо помнить, что в межстимульный интервал должно входить 3-4 дыхательных цикла после ответа, это примерно 20-25 секунд.


Стимулирующий тест предъявляется как минимум 3 раза. После каждого предъявления, надо делать паузу и смотреть результат. \

Этим тестом мы решаем две задачи.

Первая – для обследуемого. Мы объясняли ему принцип работы прибора, но лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Поэтому, мы должны получить из 3-4 предъявлений, хотя бы одно предъявление, в котором реакция на собственное имя отчетливо выделяется по КГР. Если мы получили такое предъявление, мы его должны продемонстрировать. Важно как это показать, т.к. по сути, стимулирующее тестирование – это закрепление оптимальной психологической установки на тестирование.

Вторая задача - для полиграфолога.




П
Сейчас будет еще один исследовательский тест, он очень важен. На основе этого теста машина оценит насколько вы способны управлять своими эмоциями, способны переключать внимание с одной задачи на другую, насколько у вас сильны нервные процессы, устойчивая психика.

И у этого теста есть еще одна важная задача, о которой я скажу чуть позже, когда мы его закончим. Итак, представьте себе, что я не знаю как вас ...(имя обследуемого)… зовут.
(пауза) И у меня сверх задача, используя этот замечательный прибор, определить как же вас зовут. А у вас сверх задача, никаким образом не показать мне, что ваше настоящее имя …(имя обследуемого)…

Никаким образом, ни мимикой, ни жестом, ни голосом,
ни эмоцией и никаким другим образом среагировать на свое собственное имя …(имя обследуемого)…

Суть теста: я буду называть ряд мужских/женских имен. Среди которых будет и ваше имя. На все имена, в том числе и свое собственное имя вы должны отвечать
«нет». Задача очень непростая, никак не отреагировать на свое имя, практически никому не удается. Но вы постарайтесь.

Задача понятна? У вас будет три попытки, как минимум три,
после каждой попытки я буду говорить вам - получилось у вас или не получилось скрыть ваше имя.

Да, будьте внимательны, не перепутайте, потому что некоторые от волнения на свое имя вместо «нет» отвечают «да».

Итак, начинаем.


ОСНОВНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ
После проведенных исследовательских тестов датчики снимаются, чтобы обследуемый мог сидеть свободно. Желательно при этом развернуть обследуемого к себе лицом.
П
Сейчас я познакомлю вас с вопросами первого теста. Я буду зачитывать вам вопросы,если вопрос вам понятен, вы должны ответить на него либо да, либо нет.
Сейчас мы обсуждаем вопросы, никаких реакций я сейчас не регистрирую, поэтому вы активно участвуете в этом обсуждении.
Если что-то в вопросе непонятно, если вы считаете, что как-
то не очень точно по отношению к вам сформулирован, вы обязательно говорите об этом.

Мы должны так обсудить вопросы, чтобы уже в ходе тестирования никаких сомнений в ответе «да» или ответе «нет» возникать не должно. Мы должны с вами абсолютно одинаково понимать смысл этих вопросов.
После того как мы вопросы обсудим, начнется тестирование, и в ходе тестирования никаких других вопросов я задавать не буде, только эти, никаких неожиданных вопросов, новых вопросов не будет, только то, что мы с вами обсудим, с чем я вас познакомлю.



Дальше вопросы зачитываются и при этом, обследуемый должен отвечать, чтобы было понятно, что он правильно понял вопрос и дает на него адекватный ответ. Можно по разному обсуждать вопросы. Можно зачитывать их в той последовательности, в которой они идут в тесте.



А можно по отдельным категориям:

  1. Обсуждение вопросов, касающихся анкетных и биографических данных (нейтральные вопросы.
  2. Обсуждение вопросов, которые непосредственно имеют прямое отношение к расследуемому преступлению (проверочные вопросы). Каждый проверочный вопрос разъясняется и полученный ответ уточняется.
  3. 3. Обсуждение вопросов, которые напрямую с данным событием не связаны (контрольные вопросы). Надо обсуждать каждый контрольный вопрос.

После того как зачитаны и обсуждены все вопросы.Одеваются датчики, дается еще раз инструкция быть расслабленным и не шевелиться и можно приступить к основному тестированию.

Проводим подготовленные тесты. Предъявлений стимулов должно быть не меньше 3 (трех).

Время основного этапа не должно превышать 60 минут. После каждого теста делаются короткие перерывы в 2-3 минуты, надо дать отдохнуть обследуемому.

После того как тестирование завершилось, нужно обязательно просмотреть полученные результаты.

ЭТАП ПОСТТЕСТОВОГО СОБЕСЕДОВАНИЯ
Если по результатам основного тестирования мы делаем вывод о непричастности человека, то мы снимаем датчики, жмем руку и благодарим за сотрудничество.
Если мы получили устойчивую реакцию, свидетельствующую о причастности человека, мы обязаны провести посттестовое собеседование.

Цель посттестового собеседования - мы должны попытаться получить от обследуемого объяснение, почему он так реагировал на эти вопросы и, по сути, попытаться склонить его к признанию, а это требует определенного навыка. Но главное не забывать, что наша цель – получить объяснение, а не признание (вдруг человек непричастен, а у него была ассоциативная реакция).

Два пути проведения посттестового собеседования пути: сразу же по окончанию тестирования обследуемого, либо, если обследуется группа людей, провести обследование всех не объявляя результаты никому, а уже потом вызвать этого человека и провести с ним посттестовое собеседование.

Правило: никогда незакончив тестирование всей группы подозреваемых (если это группа), ни заказчику, ни обследуемым, никаких промежуточных результатов не объявляйте. Всегда отвечать, что когда все обследование пройдут, тогда будет объявлен результат.


СКРИНИНГОВОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ
Это тестирование достаточно сложно, т.к. нет фабулы дела, нет каких-то деталей,предварительно с обследуемым не знакомимся.
Когда обследуемый приходит, надо на него настроиться, почувствовать, расположить, разговорить, заинтересовать.

По форме, скрининг мало чем отличается от целевого расследования, единственное, там стандартные темы.

Основное отличие скринингового теста – многотемность, когда в один тест включено много тем. В этом тестировании возникает проблема с проявлением феномен доминирующей значимости,особенно если работать классическим тестом, когда человек выбирает для себя какую-то одну тему и может на ней зациклится, реагирует на нее и не реагирует на другие темы, при наличии этого фактора риска



ПРЕДИСПЫТАТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА
На скрининге этап предиспытательной беседы крайне важен. Ибо в процессе общения с человеком мы должны замотивировать его на откровенность, искренность, с тем, чтобы в ходе обсуждения вопросов он начал признаваться нам сам. Поэтому в отличие от целевых расследований, на скрининге мы оказываем мощное психологическое воздействие на обследуемого, с тем, чтобы получить такого рода признание.

Предиспытательная беседа в принципе проводится по той же схеме, что и при целевом расследовании. Знакомимся, просим рассказать о себе, последнее место работы, кем работал,
сколько работал, причины увольнения, получение согласия, выявление противопоказаний, получение письменного подтверждения согласия на прохождение тестирования. Дальше идет исследовательский этап (с известным значимым). После того, как провели исследовательский этап, мы переходим к обсуждению вопросов теста. Скрининговый как правило один, если мы говорим о классике. Именно в этот момент, перед началом теста, нужно замотивировать человека на искренность. Как это делается.
Чтобы замотивировать человека на искренность, можно человеку предложить представить свою память, как книжную полку.







П
Хранятся на ней книжки, связанные с нашей жизнью событиями в ней, с профессиональной деятельностью. Если я задаю вопрос, и вы это делали, то в памяти эта информация хранится.
Если человек признается, то есть возможность переформулировать вопрос и вынести за скобки то, в чем он признался. И если все рассказано и ничего не скрыто, полочка остается пустой и реакции уже не будет.
Если что-то скрыто, то эта переформулировка ничего не даст, так как на полке эта информация останется. Т.е. все равно пойдет реакция, свидетельствующая о не искренности.







Нужно объяснить, что для вас и для работодателя самое главное – оценить, способен ли он признавать свои ошибки, способен ли быть искреннем или нет, поэтому, если что-то есть, то нужно признаться в этом на этапе обсуждения. А грехи есть у всех.

Необходимо быть очень доброжелательным в общении с человеком и никогда ни за что не осуждать, человек должен понять, что мы доброжелательны по отношению к нему, что мы тоже не святые, мы такие же люди.

Если в ходе обсуждения вопросов, человек делает признание по какой-то проверочной теме, то вопрос в тесте переформулируется: кроме того, что вы мне рассказали; за исключением тех случаев; в период после этого. Вначале дается контрольный проверочный вопрос, по которому обследуемый дал признание (вы когда-нибудь…), на него обследуемый отвечает «да» и только после этого задается уточняющий проверочный вопрос (за исключением…..), на него обследуемый дает ответ «нет». Уточняющим проверочным вопросом мы проверяем – а все ли нам рассказали.








ОБСУЖДЕНИЕ ВОПРОСОВ
Вопросы не просто зачитываются, а разъясняются, разжевываются. Зачем нужно такое подробное обсуждение:

1) чтобы получить необходимую информацию, поскольку в тесте не всегда можно интерпретировать полученную реакцию достаточно точно на тот или иной вопрос
2) и так обсудить каждый вопрос, чтобы никаких ассоциаций у обследуемого на него не осталось.

В скрининговом тесте можно зачитывать вопросы в той последовательности, в которой они будут идти в тесте. Желательно всю беседу отработать. отрепетировать. Все признания, которые делает обследуемый в процессе обсуждения вопросов нужно помечать у себя на листочке.

Выяснить, есть ли объективные причины, боятся вопросов, касающихся благонадежности по отношению к будущей работе, будущему работодателю, к будущей компании, в которую вы оформляетесь.


  1. Узнать, достоверны ли указанные в анкете сведения.
  2. Наркотическая зависимость.
  3. Связь с криминалом.
  4. Азартные игры.
  5. Наличие денежных долгов.
  6. Злоупотребление алкоголем.
  7. Мотивация трудоустройства: тайные или корыстные цели.
  8. Криминальное прошлое.


Очень желательно подготовить заранее таблицу, в которой забиты все вопросы, в процессе обсуждения полиграфолог отмечает вопросы «Да» или «Нет» (обязательно надо уточнить – это окончательный ответ, в ходе теста он не будет его менять), а в комментариях помечает все, что показалось наиболее интересным из того, что рассказал обследуемый на тот или иной вопрос.

После того, как всю таблицу заполнили, все вопросы обсудили, получили окончательные варианты ответов, надо дать обследуемому еще раз все прочитать, и если он со всем согласен, то внизу он должен подписаться – с вопросами ознакомлен, возражений не имею. Это закрепляет в памяти формулировки вопросов, еще раз он проверяет свои ответы, и это привносит элемент ответственности зато, что он будет отвечать.



Если после двух предъявлений теста, мы видим максимально выраженную реакцию по какой-то теме, а у нас три предъявления и если мы начнем с ним обсуждать его реакцию на этот вопрос/тему, то можем зациклить человека на этом, а реакция, например не связана с каким-то фактором риска, но мы уже начали это обсуждать и привлекли внимание к этому вопросу,

поэтому реакция может усилиться, хотя под ней по сути ничего нет. Поэтому надо не акцентируя внимание обследуемого на каком-то вопросе, показать ему, что видим эту реакцию. После этого дается еще одно предъявление в заключении все признания отражаем.








ТЕМЫ ПРОВЕРКИ ДЛЯ СКРИНИНГА НАНИМАЕМОГО ПЕРСОНАЛА
Проверочные вопросы на скрининге формулируются неконкретно. Сначала готовятся вопросы для обсуждения – это не вопросы теста, т.к. в процессе беседы, вопросы могут менять свою формулировку в связи с признанием, могут добавляться какие-то уточняющие вопросы. Но если по всем этим вопросам обсуждения человек отвечает «нет», то эти вопросы становятся вопросами теста.

  1. Оценка достоверности сообщаемых кандидатом анкетных данных.
  2. Выявление возможных вредных пристрастий
  3. Употребление наркотиков
  4. злоупотребление алкоголем
  5. пристрастие к азартным играм (лудомания, игромания)



Наркотическая зависимость:
Вы когда-нибудь употребляли какие-нибудь наркотики?

В настоящее время вы употребляете какие-нибудь наркотики?

Вы пробовали какие-нибудь тяжелые наркотики?


Если человек отвечает «да», то нужно выяснить какие, сколько раз, когда, но в тест эти вопросы уже включать не нужно.
Нам важно выявить тех, кто употребляет систематически, многократно или употребляет тяжелые наркотики.

Если выявлено даже одноразовое употребление тяжелого наркотика, то это уже фактор риска, и такого человека мы не рекомендуем принимать на работу. Так же большое значение имеет окружение, если есть в ближайшем окружении кто-то, кто регулярно употребляет наркотики, то это тоже фактор риска.

Если человек признается, что когда-то у него были случаи употребления, в институте, армии, один раз баловался в 2002 г., то вопрос соответственно переформулируется: Помимо указанных случаев, вы употребляли какие-либо наркотики? За исключением тех случаев, вы употребляли какие-либо наркотики? После 2002 г. вы употребляли какие-нибудь наркотики? Также может быть ситуация, при которой испытуемый не употребляет сам, но занимается торговлей наркотическими веществами.



Алкоголизм:
Вы иногда употребляете алкогольные напитки? (подводящий вопрос, ничего криминального в этом нет)

У вас бывают (были) периоды длительных запоев (длительного злоупотребления алкоголем)?

Были случаи, когда из-за пьянки прогуливали работу?

Вы когда-либо лечились от алкогольной зависимости?

Кто-нибудь из ваших родственников или знакомых советовал пройти курс лечения от злоупотребления алкоголем?

За исключением Новогодних праздников, у вас были периоды длительного злоупотребления алкоголем? – особенно актуально в связи с длительными зимними праздниками.

Нужно выявить все негативные моменты (крепость, частоту и т.д.) - все, что может навредить работодателю.

Если имеет место быть лечение (кодирования) от алкоголизма, то это считается большим риском, и дальше тему можно не затрагивать, так как срывы имеют место быть в большом проценте случаев. Если человек делает признание, то нужно будет переформулировать вопрос.



Игровая зависимость:

Иногда, вы играете в азартные игры на деньги? (подводящий вопрос, ничего в этом криминального в принципе нет, если на даче в лото на копейки в выходные семьей играют)

У вас бывают периоды, когда вы испытываете непреодолимую тягу к азартным играм?

Вы систематически или периодически посещаете какие-нибудь игровые заведения?

Были случаи, когда, начав играть, вы не могли остановиться, то тех пор, пока не проигрывали все наличные деньги?

У вас возникали крупные игровые долги?

Есть люди, которые любят посидеть за покером в выходные, с друзьями. Нас же интересуют более яркое пристрастие, способное привести к долгам, криминалу и так далее.


Прочие зависимости:

Иногда заказчики просят выявить различные мании: пиромания (страсть к поджиганию), клептомания (страсть к воровству, неподконтрольная разуму) и прочее. Можно сформулировать вопрос:

Страдаете ли вы пироманией?

Страдаете ли вы клептоманией? Но специально вставлять эти темы в тест не стоит.

Понимание, что привело именно этого человека устраиваться на данную должность преследует две цели:

1) определить не является ли соискатель подставным лицом от конкурентов или криминализированных структур;
Кто-нибудь давал вам задание (обращался с просьбой) оформится в нашу компанию с целью сбора информации?
Вы работаете на кого-нибудь из конкурентов вашей компании?

2) понять нет ли здесь корыстного мотива. Люди могут желать устроиться на работу для получения неких преференций от должности, включая получение "откатов", взяток, регулярное воровство и т.д.
Есть ли у вас какие-либо тайные, корыстные мотивы/причины работать в нашей компании?


Состояние здоровья:
Необходимо узнать нет ли у человека хронических заболеваний, который могут помешать исполнять свою работу в дальнейшем.

Есть ли у вас заболевания, достаточно серьезные, которые вы хотите скрыть от работодателя по тем или иным причинам?


Беременность:
Бывает так, что работодатель хочет знать не беременная ли соискательница.

На данный момент вы беременны?

Здесь устанавливается только реальное настоящее, то есть то, что уже случилось. За будущее никакой ответственности полиграфолог не несет.

Связь с криминалитетом:

Есть ли в вашем ближайшем окружении лица, связанные с криминалом напрямую или обособленно?
Среди ваших родственников, знакомых, есть лица с уголовным прошлым?


Тут важно понять если ли у тестируемого деловые отношения с данным типом людей. Восприятие вербальных стимулов очень часто ассоциативно, например, задается вопрос «Хотя бы раз вы были судимы?» - человек не был судим, но у него пошла реакция – он что-то вспомнил, например, как он со своим знакомым, который был судим, пил пиво - все, у него пойдет реакция, хотя человек понимает, о чем его спрашивают.

Вы связаны деловыми отношениями с людьми из криминальной среды? – проверочный вопрос.
Долги, кредиты:

У вас есть крупный денежный долг?

На скрининге, можно работать как классическим тестом нейтральных и проверочных вопросов или тестом по структуре ФСБ, но все же рекомендуется в тесты вводить несколько контрольных вопросов, но при этом тест не должен стать более 20 вопросов. Количество предъявлений должно быть не менее 3-х.
СКРИНИНГ РАБОТАЮЩЕГО ПЕРСОНАЛА
К темам проверки нанимаемого персонала добавляются еще несколько тем. Вопросы подбираются и формулируются исходя из ранга служащего: у бухгалтера одни, у грузчика другие, у менеджера третьи и т.д.

Хищения:


Выявление лиц, которые наносят своими действиями финансовый или имущественный
(материальный) ущерб компании. Речь идет о хищении денег, товаров, продуктов, производимых компанией.

Цель - своевременное выявление возможных случаев нанесения финансового и материального ущерба компании.

На предыдущих местах работы, вы хоть что-нибудь украли? Контрольный вопрос

У вас возникала мысль/соблазн/желание украсть что-нибудь из имеющегося на складе товара? (сотрудник склада)

За весь период работы на складе, вы присвоили себе что-нибудь их имеющегося там товара для личного пользования?

Хотя бы раз вы отпускали товар за наличный расчет?

Вы вступали в сговор с кем-либо из сотрудников охраны территории с целью хищения товара?

Вы присваивали что-нибудь из имеющегося на складе товара для продажи? – проверка на системное хищение или хищение чего-то, что представляет собой определенную ценность.



При наличии абсолютных противопоказаний тестирование ни при каких обстоятельствах не проводится

Относительные противопоказания – наличие простудных заболеваний, головная боль, прочие болевые ощущения, состояние алкогольного опьянения или состояние похмелья, наркотическое опьянение, чрезмерная физическое переутомление, состояние невроза. В таком случае нужно с человеком побеседовать, успокоить и отпустить.

При наличии относительных противопоказаний тестирование может быть перенесено на другое время или день.

Нужна проверка на полиграфе?
Переходи по ссылке и оставь заявку!
http://ase-mvi.ru/uslugi